Содержание:
Обычный человек не пьёт вообще или пьёт по праздникам разумное количество спиртного. Ему незнакомо понятие «запой» и утренняя дрожь, которую можно унять этанолом. Он не подозревает, что отказ от алкоголя вреден в определённых ситуациях и после долгого употребления может привести к нечеловеческим мукам, белой горячке или смерти. Это вполне реальная угроза, если перед прекращением употребления не была проведена профессиональная детоксикация организма.
В чем суть проблемы?
Любому пьянице однажды придётся выйти из запоя, однако осуждать алкоголика, который не может прекратить пить и умоляет дать ему опохмелиться, не стоит — он и вправду страдает. Более того, если зависимый был отлучен от употребления насильственным путём, например, его заперли без денег и ключей — это может плохо закончиться. Нередко алкоголики пытаются спуститься из окна при помощи верёвок из простыней, что приводит к травмам или смерти.
Такому человеку нужны искренняя поддержка и опытный нарколог. Капельница, которая выправит химический баланс крови, беседа врача, общающегося без осуждения, а с желанием помочь, отдых и сон выведут из запоя без ущерба для здоровья.
Тем не менее многие, не представляя себе механизм продолжительной работы этанола в организме, считают, что достаточно просто ограничить к нему доступ, и можно перестать пить, немного помучавшись от обезвоживания. Это неверно. Дело в том, что есть разные схемы пристрастия к спиртным напиткам, привычные для алкоголиков. Например:
- ежедневное многолетнее употребление малыми дозами;
- еженедельные выходные — день-два в состоянии опьянения;
- обычное многодневное запойное употребление раз или два раза в год;
- распитие после долгого периода трезвости.
Последнее часто переходит в тяжелейшее пьянство, подобное топкому болоту, из которого сложно выбраться. Здесь организм как бы пытается «наверстать» всё, что было упущено во время воздержания. Продолжительность запоя непредсказуема, а дозы могут превосходить прежние объёмы, привычные алкоголику до начала осознанной трезвости.
Увы, метод «всё отобрать, вылить из бутылок и запереть в квартире» может не сработать, потому что желание выпить будет определять любые поступки личности, попавшей под каток запоя. Побеги из окна на верёвках, распродажа имущества за бесценок, безумное поведение и пренебрежение нормами морали в обмен на доступ к этанолу — эти известные ситуации происходят, как правило, после того, как близкие полностью перекрыли все возможности опохмелиться.
Когда не стоит резко бросать
Резкое ограничение доступа к спиртному может принести вред психическому и физическому здоровью вплоть до летального исхода. Звучит странно, однако последствия отказа от алкоголя за один день могут быть хуже, чем плавный выход из употребления, когда индивид некоторое время ещё находится в эйфории, но доза неуклонно снижается.
Идеальный вариант — одновременная медицинская помощь, когда на фоне постепенного уменьшения количества принимаемого спиртного человек добровольно соглашается вывести продукты распада этанола из крови. Он получает капельницы и необходимые препараты, засыпает глубоким сном, организм проходит детоксикацию, а после продолжительного отдыха острое желание выпить исчезает.
В такой момент открывается окно возможности психологической работы с зависимостью — нормальное физическое самочувствие и ясность ума возвращаются, а острое чувство стыда за свои поступки еще присутствует. К сожалению, со временем стыд притупляется, поэтому врач-нарколог не упускает возможность переориентировать поведение пациента именно в этот непродолжительный период.
Впрочем, не следует путать истинный запой и псевдозапой — во время последнего действительно достаточно резко ограничить доступ к бутылке и проконтролировать поведение во избежание травм и увечий. Как эта разница выглядит на практике? Во время псевдозапоя индивид:
- пьёт потому, что так сложились обстоятельства;
- продолжает принимать горячительное не более 10 дней кряду;
- не употребляет прогнозируемыми циклами;
- испытывает похмелье, которое нельзя облегчить этанолом;
- не страдает от тяжелого абстинентного синдрома;
- иногда слышит просьбы близких и готов взять себя в руки;
- самостоятельно возвращается к социальным обязательствам.
Абстиненцию при истинном запое действительно можно облегчить этанолом, однако чувство меры у похмеляющегося давно утрачено, поэтому чаще всего он выходит на новый виток забытья. Единственный разумный вариант — перетерпеть мучительные последствия отказа от алкоголя, используя теплое питье, средства для регидратации, абсорбенты, продаваемые без рецепта седативные и назначенные врачом препараты (к примеру, для поддержания работы сердечно-сосудистой системы).
Однако мало кто согласен на страдания от синдрома отмены алкоголя — тахикардию, повышение артериального давления, неуправляемый тремор конечностей, мучительную тоску, непереносимость яркого света и громких звуков. Поэтому, как правило, добровольный выбор падает на продолжение употребления.
При псевдозапое похмелье не требует постоянного обновления присутствия этанола в крови. Иногда сама мысль о нём вызывает тошноту уже на третий день выпивки — и это хороший признак. В таком случае резкий отказ от алкоголя безвреден. Человек проводит достаточно неприятные сутки или двое, но после вполне нормально себя чувствует и не хочет продолжать «веселье».
Обычно псевдозапои случаются у начинающих бытовых пьяниц или же только на первой стадии заболевания, когда еще может помочь когнитивная работа с психотерапевтом без применения вспомогательной фармакотерапии. Настоящий же запой характерен для второй и третьей стадий алкоголизма, прогнозируемо цикличен и почти неотвратим.
Депрессия и алкогольный психоз
Тяжелое эмоциональное состояние, которое сопровождает истинный запой во время активизации синдрома отмены алкоголя, обусловлено тем, что организм не успевает переработать этанол и вредные примеси в определённых напитках низкого качества. Токсины, образующиеся от их распада, влияют на самочувствие, в том числе — и на нервную систему.
Находящимся рядом следует помнить о том, чем грозит резкая отмена употребления. Неприглядная действительность и ужас от своих поступков могут привести к манифестации депрессии или суицидальному состоянию. Нейтрализовать эти последствия одним умственным усилием у больного не получится — нужна фармакологическая помощь.
Разумное поведение близких на пике запоя — это:
- попробовать установить эмоциональный контакт с пьющим;
- не осуждать, не кричать и не требовать вылить алкоголь;
- постараться подвести к постепенному снижению дозы;
- уговорить сделать капельницу на дому.
Нарколог может выписать препараты, облегчающие ощущение тревоги и депрессии и помогающие заснуть при характерной для этого состояния бессоннице. Регуляция сна с помощью препаратов — важнейшее мероприятие, которое находится в компетенции медиков. Резкий отказ от алкоголя вреден без комплексной помощи нарколога еще и потому, что может привести к одному из видов алкогольных психозов — классической «белой горячке» или Delirium tremens («трясущееся помрачение»).
Вопреки народному стереотипу, человек впадает в нее трезвым, а не в состоянии опьянения. После двух-трёх дней трезвости и бессонницы шансы получить расстройство возрастают, а если Delirium tremens бывал раньше, то увеличиваются с каждым новым эпизодом психоза.
При подозрении, что «белая горячка» действительно наступила, пациента требуется срочно отправить на лечение — теперь уже в принудительном порядке. Несвоевременное реагирование при первых признаках алкогольного психоза может привести к смерти или травмам как самого больного, так и окружающих.
Литература:
- Проблема качества жизни у больных алкоголизмом в состоянии алкогольного абстинентного синдрома и в ремиссии. Гофман А. Г., Никифоров И. И. — Социальная и клиническая психиатрия — 2006 — №4.
- Иванец Н.Н., Винникова М.А. — Алкоголизм — 2011.
- Моисеев В.С. — Алкогольная болезнь. Поражение внутренних органов — 2014.