Содержание:
- Основные методики психотерапевтической поддержки зависимых
1.1. Психологическая интервенция — убеждение в необходимости лечения
1.2. Мотивационное интервьюирование — беседы для сохранения мотивации
1.3. Когнитивно-поведенческая терапия и приобретение навыков борьбы с тягой - Другие школы психологии и психотерапии
Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая — золотой стандарт работы с зависимостями во всем мире. Остальные техники и способы влияния на больного можно назвать вспомогательными. Многие мало знакомые с темой люди думают, что достаточно закодироваться или попить таблеток для снижения тяги к спиртному.
Это не так. Для достижения комфортной длительной ремиссии важно обрести осознанность и изменить привычные аддиктивные паттерны поведения. Ни кодирование, ни препараты здесь не помогут. Только психотерапия.
Специалисты наркологического центра «Алковит» на первой же встрече с пациентом составляют персональный противорецидивный план. Психотерапевтические сессии занимают в нем ключевое место. Одновременно могут назначаться медикаменты для снижения тяги и улучшения психоэмоционального состояния. Проводятся мероприятия по социальной реабилитации.
Основные методики психотерапевтической поддержки зависимых
На протяжении первичного лечения и последующей реабилитации и социальной адаптации зависимому придется регулярно встречаться с психотерапевтом. Поначалу встречи будут частыми — не реже раза в неделю (а лучше два). Постепенно по мере достижения прогресса можно перейти на поддерживающие сессии.
Психологическая интервенция — убеждение в необходимости лечения
Эта процедура применяется еще до начала активной терапии. Интервенции проводятся для потенциальных пациентов, склонных к отрицанию болезни (анозогнозии) или боящихся обратиться к специалисту. Задача такой консультации — устранить внутреннее сопротивление и убедить человека в полной безопасности лечения для него. Страхи бывают разные — от боязни огласки до панического нежелания что-то менять и выходить из зоны комфорта.
Беседу проводит нарколог или психолог с подготовкой аддиктолога. Для убеждения в небходимости позитивных жизненных изменений применяются различные приемы:
конфронтация с последствиями — тактичное предъявление фактов вреда здоровью, финансовых потерь или разрушенных отношений из-за зависимости;- проигрывание сценариев — визуализация позитивного будущего в трезвости и негативного — при продолжении употребления;
- парадоксальные техники — временное соглашение с доводами зависимого для снижения сопротивления;
- поддержка самоэффективности — напоминание о прошлых успехах в других сферах жизни для укрепления веры в свои силы;
- вовлечение семьи — приведение примеров того, как болезнь повлияла на близких, чтобы пробудить чувство ответственности;
- разрушение иллюзий контроля — демонстрация того, что зависимость уже управляет решениями человека;
- предоставление «выбора без выбора» — описание нескольких вариантов лечения («можно амбулаторно или в стационаре») для устранения ощущения принуждения.
Важно не оказывать даже минимального давления. Решение всегда принимает сам пациент. Психолог только помогает увидеть плюсы и минусы.
Вероятность получения согласия на госпитализацию и терапию увеличивается, если во время разговора со специалистом человек находится в состоянии повышенной эмоциональной лабильности. Он недавно вышел из запоя, чувствует себя неважно и мучается ощущением вины перед обеспокоенными родственниками — подходящий момент!
Мотивационное интервьюирование — беседы для сохранения мотивации
В процессе мотивационного консультирования специалист задает правильные вопросы, активно слушает и аккуратно подводит человека к принятию правильных решений. Консультации проводятся время от времени для поддержания мотивации пациента на стабильно высоком уровне.
В ходе интервью доктор тоже применяет особенные приемы и тактику ведения диалога:
- повторение ключевых слов аддикта для углубления диалога и демонстрации понимания;
- краткое резюме сказанного пациентом для структурирования мыслей и выделения важных моментов;
- подчеркивание права больного на самостоятельный выбор и контроль;
- признание и принятие чувств человека без осуждения или оценок;
- мягкое выделение несоответствий между целями и действиями пациента;
- возвращение к обсуждению ценностей и приоритетов индивида при отклонении от темы.
Консультант подстраивается под ценности и эмоции консультируемого. В первую очередь врач анализирует его текущее психоэмоциональное состояние и узнает, какие вещи в жизни он считает наиболее важными. Именно эти явления служат основными аргументами в пользу продолжения борьбы с зависимостью.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и приобретение навыков борьбы с тягой
Когнитивно-поведенческий подход — основная методика психотерапевтического лечения. Специалист обучает пациента самостоятельной работе над собой и помогает отработать навыки совладания со стрессом и тягой к употреблению.
Когнитивно-поведенческий терапевт не копается в прошлом человека и не занимается бесконечной проработкой старых душевных травм. Он дает эффективные инструменты. Ими можно воспользоваться прямо сейчас, сразу после выхода из клиники.
Основные техники КПТ при работе с химической аддикцией:
- выявление и запись автоматических мыслей об алкоголе;
- когнитивное реструктурирование — замена иррациональных убеждений на рациональные;
- ведение дневника настроения и триггеров для последующего анализа;
- отработка навыков отказа через ролевые игры и моделирование ситуаций;
- техники релаксации для снижения тревоги и управления стрессом;
- постепенное воздействие на триггеры с формированием новых реакций;
- планирование действий для предотвращения импульсивного срыва;
- использование шкалирования для оценки интенсивности тяги и эффективности стратегий.
В первые же сессии пациент заводит тетрадь для записи ощущений, оценки уровня тяги и настроения. Там же выполняет домашние задания — записывает выявленные у себя деструктивные установки и способы их нейтрализации. Самостоятельная работа в КПТ очень важна. От нее напрямую зависит эффективность терапии. Приобретенные умения человек сможет использовать на протяжении всей жизни.
Другие школы психологии и психотерапии
Работа с реабилитантами не ограничивается мотивацией и КПТ. Специалисты наркологического центра «Алковит» используют весь доступный им арсенал возможностей для воздействия на зависимых. Они помогают найти новые смыслы и заново научиться взаимодействию с окружающими.
Используются методики из самых разных терапевтических школ:
- диалектико-поведенческой терапии (ДБТ);
- гештальт-психологии;
- телесно ориентированной терапии;
- арт-терапии;
- семейной системной терапии;
- терапии принятия и ответственности (ACT);
- психодрамы и т. д.
На базе реабилитационного центра «Алковит» регулярно проводятся информационные и терапевтические коллективные собрания. Организуются группы взаимопомощи и совместные психологические тренинги. Они развивают способность делиться переживаниями и обмениваться позитивным опытом с единомышленниками.
Реабилитация при алкогольной зависимости проходит стационарно или амбулаторно. При амбулаторном медобслуживании человек живет дома, работает или учится и посещает мероприятия центра. Это удобно. Однако подходит только зависимым с низким риском срыва и активным желанием выздороветь.
Социальная адаптация в зависимости от стажа злоупотребления и тяжести диагноза может занимать до года. Зато после нее человек оказывается полностью готов к интеграции в здоровое общество и самостоятельной жизни без психоактивных веществ.
Литература:
- Особенности копинга и механизмов психологической защиты у лиц с алкогольной зависимостью // Чхиквадзе Тинатин Владимировна, Беляева Евгения Николаевна // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2018
- Психотерапия больных алкогольной зависимостью с учетом типа их личности и проявлений аутоагрессивного поведения // Шустов Д. И., Новиков С. А., Шустов А. Д. // Вестник Витебского государственного медицинского университета, 2014
- Основные психотерапевтические подходы к лечению алкоголизма // А. М. Нашкенова, А. Де // Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2015

